Жилье сиротам после 23 лет

жилье льготникам Ростов-на-ДонуГосударство декларирует программы поддержки материнства, детства, многодетных семей, сирот, но вопреки развитию этих программ, уполномоченные органы всячески стараются сократить количество граждан, которым государство должно предоставить льготные квартиры. В последнее время в регионах, в том числе в Ростовской области и в особенности в районах города Ростова-на-Дону стала применяться практика непредоставления жилых помещений гражданам из числа детей сирот достигших возраста 23 лет, а так же исключения из списков нуждающихся в  улучшении жилищных условий молодых семей, по достижению одним из супругов возраста 36 лет. Квартиру молодой семье или сироте стало получить намного сложнее. Все чаще эти вопросы стали разрешаться только в суденом порядке, в том числе с участием адвоката по жилищным вопросам.

Такие действия районных, городских и областных органов власти Ростова-на-Дону и Ростовской области являются незаконными. Конечно же, эти органы можно понять – такими методами они экономят бюджетные средства. Но напрашивается вопрос – стоит ли это делать такой ценой и за счет такой категории граждан?

Обнадеживающим моментом в этой ситуации является то, что в отличии от чиновников, судьи становятся на сторону граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и своими решениями восстанавливают незаконно исключенных из списков очередников граждан. 

Например, Советский районный суд города Ростова-на-Дону совершенно справедливо в своем Решении указал отделу Образования Советского района г. Ростова-на-Дону о необходимости постановки на квартирный учет сироты после достижения ею 23 летнего возраста. До судебного решения отдел образования категорически сопротивлялся и упорно настаивал на том, что если до 23 летнего возраста сирота сама не пришла к чиновникам с просьбой дать ей квартиру – «её поезд ушел», и свое право на льготное жилье она утеряла по достижению определенного предельного возраста. Однако по закону это не так, и квартира детям сиротам положена в таких случаях.

Аналогичное судебное Решение принял Октябрьский районный с Ростова-на-Дону. Вопрос так же был связан с нежеланием ответчика предоставить квартиру сироте по достижению 23 летнего возраста.

Ответчики в суде заявили о том, что практика работы этого ведомства сложилась таким образом - органы местного самоуправления, должны отказывать всем сиротам кто достиг 23 лет и не встал на учет, и лишь суд может принять положительное решение. То есть, всем поголовный отказ – а кто осмелится дойти до суда и докажет там что он нуждается в жилье, тому может и повезет с жильем. 


Жилье сиротам после 23 лет

Обзор судебной практики ВС РФ утвержденный Президиумом ВС 20.11.2013 года говорит о том, что сироты до 1 января 2013 г. обеспечивались в РФ вне очереди социальным жильем. В большинстве субъектов РФ не устанавливались на уровне законодательства субъектов положения об учете таких лиц, и уж тем более не устанавливался так называемый обязательный заявительный характер учета несовершеннолетних! Например, в Ростовской области, органы опеки должны были включить ребенка в список, сам ребенок никакого заявления не подавал.

Поэтому, для того, чтобы сейчас принимать решение о включении в список лица, достигшего 23 лет, необходимо на уровне субъекта РФ знать - действовавшее до 01.01.2013 г. законодательство этого субъекта РФ закрепляло порядок обращения лица, порядок учета, порядок закрепления жилья и возврата в закрепленное жилье, или нет. Если такие нормы отсутствовали на уровне субъекта РФ - как же можно лицу отказывать в реализации его права, которое независимо от его воли не было реализовано еще до 01.01.2013 г. во внеочередном порядке - немедленно после выхода из детского дома? И требуется лишь доказывать очевидное, что выйдя из детского дома, лицо оказывается на улице.

При этом суды, правоприменительные органы совершенно не хотят принимать во внимание, что право на бесплатную юридическую помощь сироты, лица из их числа получили совсем недавно. Что за прошлые периоды произошла реформа органов опеки и попечительства и восстановить данные, почему и как не вели учет, не включили лицо в список и был ли он в природе этот список - просто невозможно.

Если в законодательстве субъекта РФ были нормы об учете, нужно в сдебном порядке выяснять почему не включили ребенка своевременно, не оказали ему помощь и содействие, была ли у него юридически закрепленная возможность самому обратиться, или такая возможность была только у органа опеки и т.п. И с учетом всех обстоятельств муниципальному органу следует решать вопрос о предоставлении жилья, а не отправлять человека сразу в суд.

По требованиям к жилому помещению - подход сегодня также очень разный. Если по социальному найму во внеочередном порядке сирота имел возможность получить жилье по норме на членов своей семьи, хотя бы на детей (особенно когда предоставление просрочено государственным органом) то 
новый подход сводит льготу до адресного обеспечения по норме на сироту. Если бы предоставление жилья носило немедленный характер, как это соответствует концепции ФЗ № 15-ФЗ, с таким подходом можно было бы согласиться, но когда речь идет о задавненном предоставлении, и внеочередники, а теперь списочники ждут 3,5,10 и 15 лет предоставления жилья, обеспечение взрослого лица жилым помещением по норме на одного - выглядит несправедливо. Тем самым дети ребенка - сироты остаются без места жительства, так как не учитываются при расчете нормы предоставления жилого помещения своего родителя, являющегося льготником.

Кстати частные определения о допускаемых нарушениях со стороны уполномоченных органов в отношении сирот, как указано в Обзоре ВС РФ, суды не стремятся выносить. А следовало бы. В Ростовской области и Ростове-на-Дону этого требует ситуация.

К сожалению квартиры детям сиротам ежегодно предоставляются в штучном порядке, так как бюджетное финансирование не позволяет сделать это массово. Кроме того, квартиры детям сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей в подавляющем большинстве предоставляются только после прохождения судебной инстанции.


 Жилье молодым семьям если одному из супругов 36 лет

программа молодая семья ростовПредположим членам семьи по 33 года. Они подают заявление и становятся участниками программы « Обеспечение жильем молодых семей». Идет время. Чиновники не шевелятся.. и вот уже одному из супругов исполнилось 36 лет. Как результат поддержки государства такая семья обычно получает «отказное письмо» с уведомлением о том, что так как в вашей семье уже не все молоды,  вы исключаетесь из программы поддержки молодой семьи именно на этом основании. Законно ли это?

Ведь, согласитесь, с темпами работы наших чиновников и объемами бюджетного финансирования вполне можно стать на учет в 30, а то и 25 лет, но так и не дождаться к 36 годам заветных квадратных метров. Кто виноват в неумолительном течении времени? Чиновники считают что виноваты во всем сами участники программы, так как последние не могут контролировать свой возраст и не имеют власти над временем.

Как считают суды? У судов противоположное от чиновников, взвешенное и законное мнение на этот счет. 

Например Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону и Апелляционная инстанции Ростовского областного суда вынесли судебные Решения, которыми восстановили жилищные права молодой семьи после наступления 36 летнего возраста.

«Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050) предусмотрено в пунктах 6,7,9 следующее:

  • участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

- возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

- семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

- наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

  • в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
  • право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз.

Согласно п.18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

- несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;

- непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;

- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

- ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Суды правомерно указывают на то, что основания для непредоставления социальной выплаты ввиду достижения участником подпрограммы определенного возраста либо для исключения из списка участников Правилами не предусмотрены, и субъекту РФ не предоставлено полномочие по самостоятельному правовому регулированию данного вопроса.

В Определении Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 738-О-О указано, что закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты (подпункт "а" пункта 5 и подпункт "г" пункта 15 Правил) - признание молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения кредитного договора (договора займа) и ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Поэтому, если  на момент постановки на квартирный учет и признания участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» все необходимые требования, предъявляемые к молодой семье, были соблюдены то само по себе достижение заявителем возраста 36 лет не является правовым основанием для исключения из долгосрочной целевой Программы.

Суды констатируют, что необеспечение жильем либо социальной выплатой участников программы не зависело от поведения заявителей, поэтому возраст гражданин не может являться единственным условием для фактического лишения социальной льготы, установленной нормами права на федеральном уровне.

Поэтому если вас неправомерно исключили из числа участников программы «Молодая семья» по причине достижения одним из членов семьи 36 летнего возраста, либо не  поставили на учет по предоставлению жилья детям сиротам из специализированного жилищного фонда только лишь по причине наступления 23 летнего предельного возраста – смело обращайтесь в суд.

Адвокат Геннадий Ефремов